Чёрный лес. Чёрное небо

Black forest. Black sky

2018

сайт–спицефическая инсталляция

2018

site–specific installation

Инсталляция состоит их двух частей, визуально идентичных, но зеркально расположенных друг относительно друга и разнесенных между собой. Первая часть, установленная при входе на ярмарку Cosmoscow, – Черный лес. Это пространство неровной, руинированной почвы, рождающее образ проросшей грибницы, пещерных кристаллических структур или известковых скелетов разнообразных организмов, живущих на морском дне. Это пространство обступает зрителей со всех сторон, и они, попадая внутрь, растворяются в нем, становятся деталью общей скульптурной композиции. Вторая часть – Черное небо – «замыкает» ярмарку. Она предстает перед зрителями как материализованный воздух, который настолько уплотнился, что повис над всеми «обитателями» этой территории как некое сталактитовое образование, несущее угрозу.

 

В Сибири, откуда родом Мартинс, есть специальный термин для обозначения схожей экологической ситуации – «режим черного неба». Он и служит для художника отправной точкой при разговоре об экологии, который далек от критического или оценочного суждения. А наиболее близок автору оказывается взгляд исследователя, пытающегося выяснить, как трансформируется картина мира при изменении окружающей среды.

 

 Мартинс запечатлевает в инсталляционной форме несуществующий, воображаемый ландшафт, новое состояние природы как естественной среды обитания.

И в этом пейзажном образе раскрывается и «вторая природа» человека – культура, которая и сегодня ищет новые выразительные средства для изображения непростых отношений между человеком и всем, что ему противопоставлено.

 

Текст – Алексей Масляев

 

Проект реализован на средства гранта Ruinart art patronat, учрежденного совместно с Фондом поддержки современного искусства Cosmoscow

The installation consists of two parts. They are visually identical but mirrored with respect to each other and spaced apart. The first one entitled "Black Forest" represents a space of an uneven and ruined soil that conjures up the image of sprouted mycelium, crystalline structures or calcareous skeletons of various organisms living on the seabed. This space encircles the audience from each and every side. Once the people get inside, they blend into the setting and become parts of the general sculptural composition. The second part entitled "Black Sky" appears to the audience as pure materialized air so compressed that it hangs over the "inhabitants" of this territory as some kind of threatening stalactite.

 

In Siberia, where Martins comes from, there is a special term "black sky mode" for a similar ecological situation. It serves as the starting point for the artist in his ecological research, while the artist himself is far from being critical. The artist acts from the standpoint of a researcher who is trying to find out how the picture of the world transforms as the environment changes.

 

In the form of an installation, Martins captures a non-existent imaginary landscape, a new state of nature as a natural habitat. This landscape image reveals the "second nature" of man, a culture that is still looking for new expressive means for portraying the difficult relations between a person and everything that is opposed to him.

 

Text – Alexey Maslyaev

 

The project is implemented as part of the Ruinart Art Patronat grant programme with the support of Cosmoscow Foundation.

© 2018 Alexey Martins